Среди олигархов и просто крупных бизнесменов,
которых многие обычные люди считают если не богами, то, по крайней
мере, “сверхчеловеками”, стало модно брать позиционирование в свои
руки. То есть — заниматься пиаром собственной личности (а заодно и
компании), ведя блог в интернете. Самые успешные бизнесмены планеты —
Уоррен Баффет, Дональд Трамп, Пол Аллен — уже стали “своими людьми” в
блогосферах, их примеру последовали и богачи пространства бывшего СССР.
Данные странички сразу же нашли благодарных читателей. “ВД”
разбиралась, зачем заводят блоги первые и чем они интересны вторым. Кумиры и поклонники Интернет-дневники
богачей не похожи на наиболее распространенный тип дневников обычных
блоггеров — экзистенциальный (как поется в шуточной песне, “пусть знают
люди мира о том, что на обед из четырех яичек я сделала омлет”).
Выверенные посты, более сдержанная риторика — все-таки богачи соблюдают
дистанцию. Блогам западных миллиардеров еще и свойственны минимум
художественности в оформлении, никакой вольности в языке и тематике
постов. Страничка самого богатого человека
планеты — Уоррена Баффета — хоть формально и именуется блогом, имеет
мало общего с типичным сетевым журналом с записями от первого лица и
фотографиями. Ссылки на статьи, написанные Баффетом для известных
журналов, его лекции, интервью, деловая переписка — вот, пожалуй, и
все. Ну разве что можно еще ознакомиться со стихотворением, написанным
фанами Баффета. Несмотря на всю сдержанность и лаконичность блога, по
данным компании SiteMeter.com, еженедельно онлайн-журнал “главного
миллиардера планеты” просматривают более 5 тыс. раз, а общее число
просмотров за время существования блога превышает 195 тыс. кликов. Гораздо
больше персонификации в блоге Дональда Трампа. К примеру, в одном из
последних постов миллиардер выражает свой взгляд на процедуру
рукопожатия. Он считает более приемлемой японскую традицию поклонов при
приветствии и говорит, что рукопожатие ему неприятно в
силу…негигиеничности данной процедуры. Комментировали этот пост
(случайно или этот момент редактировался — неизвестно) только
посетители, согласные с Трампом, причем тоже в довольно сдержанной
манере. Количество комментариев на посты миллиардера невелико, как
правило, не более 20-ти. Российские бизнесмены,
которых блоггерство увлекло в начале этого года, по-шли другим путем.
Яркие фотографии, сленговая лексика, показная близость к простым
читателям позволили им привлечь гораздо больше комментаторов — до сотни
на средний по яркости пост. Первопроходцами среди блоггеров-бизнесменов
Рунета стали владелец “Евросети” Евгений Чичваркин и снискавший
скандальную известность приключениями в Куршевеле Михаил Прохоров. Ныне
блоги активно раскручивают претендующий на эксцентричность девелопер
Сергей Полонский (владелец “Миракс Групп”) и крупный бизнесмен и
политик Александр Лебедев. У обоих сегодня в Украине весьма обширные
бизнес-интересы. Из украинских же мультимиллионеров блоггерством
увлекся владелец финансовой группы “Страховые традиции” Дмитрий
Гончаров. Пообщаться с широкой аудиторией со страниц блога любит и
председатель правления ПриватБанка Александр Дубилет. Но
то, что дневники местных толстосумов выглядят колоритнее и живее
западных, общую суть “олигархического” блоггерства не изменило. Да,
посты весьма провокационны, а комментарии эмоциональны и не
“подчищены”, однако назвать российские или украинские блоги
интерактивными все равно нельзя — лично бизнесмены отвечают на вопросы
редко и односложно. Тематика же постов богачей во
всех блогах похожа. Доминирующая тема — роль мессии и учителя жизни в
разных вариациях. Соучредитель Microsoft Пол Аллен взял стиль
размышлений о настоящем и будущем человечества. Рубрикация его блога
напоминает основательный научно-популярный журнал, где темы делятся на
направления: наука, спорт, технологии, филантропия, аэрокосмическая
тематика, креатив... Известный венчурный инвестор Гай Кавасаки тоже
недостатком глобального мышления не страдает. Его блог называется “Как
изменить мир”. Бизнесмены СНГ-пространства также знают немало прописных
истин — их блоги чаще всего напоминают доску “учителя жизни”. Стиль
общения — кумир вещает восторженно внемлющей публике нетленные истины
из серии “как достичь успеха” и “почему одни лузеры, а другие —
виннеры”. Спрос на секреты успеха “из первых уст”
огромен — это главное, что ищут читатели в блогах богачей. Эту ниву
щедро засеивает Полонский. Типичная “нетленка”: “Добиться успеха можно,
только занимаясь любимым делом. Если не нравится работа — уволься
завтра же”. И как бы желая на практике подтвердить тот факт, что если
кто-то последует этому совету, то ему воздастся, Полонский берет на
себя роль божественного провидения. Предлагает тем, кто так сделает,
изложить историю у себя в блоге и прислать ему. А он, оценив Поступок,
предоставит лучшему из лучших работу в “Миракс”. Идею Полонский,
похоже, позаимствовал у Дональда Трампа. В реалити-шоу последнего The
Apprentice победитель проекта получает должность в компании Трампа и
годовую зарплату с шестью нулями. Деньги уже не любят тишину? Блоггерство
вполне органично и объяснимо вошло в жизнь политиков, звезд
шоу-бизнеса, светских львов и львиц. Казалось бы, при чем тут
бизнесмены, среди которых преобладают консервативные и осторожные,
зачастую скрытные типажи? Секрет прост: блоги в основном заводят именно
те из них, кто и ранее был замечен в склонности к эпатажу. Тот же
Дональд Трамп всегда тяготел к несвойственному бизнесменам шоуменству. К
тому же он является продюсером и ведущим реалити-шоу “Новичок”, а его
супруга Иванна курирует шоу, в котором дама средних лет находит
молодого партнера. Чичваркин еще до “блогомоды” снискал скандальную
славу благодаря попавшим в интернет провокационным письмам к
сотрудникам “Евросети” и не менее провокационному рекламному слогану:
“Евросеть — цены просто о…еть”. А эксцентричность того же Полонского
выражается в нестандартной рекламной кампании “Миракс Групп”. Пример —
рекламный плакат, где под изображением Сергея Юрьевича красуется
надпись: “Мстите мне лично, если моя компания вас разочаровала”. Из
украинских бизнесменов список блоггеров “эпатирующего” типа мог бы
дополнить стиль Гарри Корогодского (экс-совладельца торгового центра
“Глобус” и совладельца фитнес-клуба “Аквариум”), Андрея Задорожного
(соучредителя сети ресторанов “Козырная карта”), Михаила Костельмана
(владельца Fozzy Group). Возможно, эти бизнесмены прочувствуют
“блогомоду” немного позже. Элементы шоу и
оригинальности в блогах известных западных бизнесменов наиболее присущи
Гаю Кавасаки. Он приводит в своих постах показавшиеся ему веселыми или
экстравагантными бизнес-идеи. Это и календарь, сделанный по принципу
лопающихся пузырьков, и персональный дисплей в контактной линзе (пока
из разряда утопий). Баффет умудряется даже в, казалось бы, сухой теме
об экономическом кризисе ввернуть эпатаж, советуя инвестировать в…
недвижимость на фоне кризиса этого рынка в США. Главное — не навредить “Попробовать
стоит, даже если получится что-то среднее между чеховской “Жалобной
книгой” и продакт-плейсментом”,— считает Александр Дубилет,
высказываясь в посте на тему открытия блога. Риск — дело благородное, и
Дубилет вместо продакт-плейсмента по-знакомился с антипиаром. Так, в
одном из постов он написал о намерении дать интервью желающим
журналистам дистанционно, через систему связи Skype. Заинтересованные
нашлись в немалом количестве, однако чем все закончилось, так и не
известно, ибо пост был просто “завален” комментариями с жалобами на
работу ПриватБанка, так что его главная нить потерялась. Любой
блоггер-бизнесмен через свой блог рискует подвергнуться антипиару. Но
не факт, что бизнесмены, а тем более склонные к эпатажу, этого боятся —
для них любая реклама хороша. Для Александра Лебедева результатом любви
к острословию стало решение суда, обязывающее его выплатить компенсацию
морального вреда депутату Госдумы Владимиру Мединскому за то, что в
блоге упомянул о его связях с игорным бизнесом. Кроме выплаты 30 тыс.
рублей, суд обязал опубликовать в блоге опровержение. Находчивый
Лебедев не упустил случая в очередной раз сострить, написав следующее:
“Мединский Владимир Ростиславович, не являясь депутатом Государственной
Думы, не является главным лоббистом игорного бизнеса, не проталкивал
свой законопроект, невыгодный крупным дельцам, не получая за это
деньги”, и озаглавил пост “Депутат Мединский — не креведко и не Ктулху”. Если
негативные последствия блоговедения на виду, то сполна оценить выгоды
могут только сами бизнесмены. Они выработали несколько способов
получения практической пользы от блогов, среди которых доминируют
реклама и PR. Полонский “вытягивает” имидж компании на собственной
харизматичности, что несет прямую рекламную нагрузку. Ведь строящееся
его компанией жилье покупают люди, и создать лояльность через
собственный образ в их глазах будет совсем не лишним. Недавно Полонский
“между прочим” пропиарил свой строящийся туркомплекс в Черногории.
Использовать блог как канал поиска персонала пытался Чичваркин. Написав
в блоге о необходимых ему специалистах, он получает по несколько сотен
откликов соискателей. Вывесив на обозрение онлайн-аудитории рекламную
кампанию “Миракс Групп” перед ее выходом, Полонский получил мнение
потребителей. Сильно ли это повлияло на его решение (не выпускать
кампанию в том виде), достоверно не известно, но в ответ на пост одного
из комментаторов о предложении “настоящего креатива” Полонский
электронный адрес оставил. Заняты ли сами
бизнесмены подсчетом экономической выгоды от ведения блога, они,
естественно не признаются. Все как один повторяют мантру, что блог —
новый прогрессивный способ общения и это хорошо. Ясно одно — блог они
рассматривают больше как инструмент корректировки собственного образа в
целом, нежели получения выгоды, более быстро конвертируемой в
материальную. А экономия на кадровых агентствах и корпоративном пиаре —
скорее сопутствующее явление.
|